Контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций

Вопрос: О принятии мер к средствам массовой информации за распространение ими информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина или организации.

Ответ: Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон) определен порядок рассмотрения претензий к средствам массовой информации за распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь и достоинство граждан или организации.

В соответствии со ст. 43 Закона гражданин, его законные представители или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Статья 44 Закона обязывает редакцию в течение месяца со дня получения требования об опровержении, либо его текста в письменной форме уведомить гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения, либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа. Основания отказа в опровержении регламентируются статьей 45 Закона.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суде в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации  (далее – УК РФ) предусматривает ответственность за клевету, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 129 УК РФ, возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего. Органом, защищающим честь и достоинство гражданина, на основании ст. 46 Конституции Российской Федерации,  является суд.

Роскомнадзор не уполномочен принимать решение о наличии в содержании материалов СМИ информации, не соответствующей действительности, порочащей честь и достоинство гражданина, не вправе обязать редакцию опубликовать опровержение.

Только после вступления в законную силу решения суда, установившего факт клеветы, Роскомнадзор вправе рассматривать вопрос о применении в отношении редакции СМИ мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Вопрос: О принятии мер к  интернет-сайтам, не зарегистрированным в качестве СМИ, за распространение в сети Интернет  ненадлежащего контента (например, материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности, нецензурную лексику, пропагандирующих порнографию и т.п.).

Ответ: Роскомнадзор в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. № 228, осуществляет  государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

Контроль за  интернет-сайтами, не зарегистрированными в качестве СМИ, не входит в функции Роскомнадзора.

Принятие мер за распространение ненадлежащего контента в сети Интернет  на сайтах, не зарегистрированных в качестве СМИ, относится к компетенции правоохранительных органов.

 

Вопрос: Относится ли контроль за соблюдением законодательства о рекламе к функциям Роскомнадзора?

Ответ: В соответствии с  постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 №189 надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная Служба Российской Федерации.

 

 Вопрос:Какие меры защиты детей от такого рода информации могут самостоятельно предпринять родители детей и их воспитатели?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации запрещается распространение информации, за распространение которой установлена уголовная ответственность.

За незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.с. 242, 242.1 УК РФ), а также экстремистских материалов (ст. 280 УК РФ) в Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

Борьба с распространением порнографических и экстремистских материалов в сети Интернет находится в сфере ответственности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Однако, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, направленная на запрет распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость по отношению к животным.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти осуществляют постоянную систематизацию и совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на пресечение распространения в сети Интернет запрещенной информации.

Минкомсвязь России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования отношений при использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Законопроектом предполагается определить субъекты, представляющие услуги в сети Интернет, их функции и отношения, возникающие между ними, ответственность информационных посредников при незаконном распространении информации, а также установить обязанности операторов связи, оказывающих телематические услуги связи.

Одним из вопросов, требующих своего решения в рамках подготовки законопроекта, является определение того, кто, на каких основаниях и по какой процедуре вправе блокировать информацию в сети Интернет.

В целях противодействия распространению в сети Интернет противоправной информации Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественным советом Центрального федерального округа разработана «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности».

В рамках реализации указанной Концепции принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при обороте информационной продукции, предназначенной для детей, а также устанавливает правовые основы и организационно-правовые механизмы юридической ответственности за невыполнение требований закона.

В данном Федеральном законе закреплены такие успешно апробированные в зарубежной практике правовые механизмы, как осуществляемые на добровольной основе возрастная классификация и предупредительная маркировка информационной продукции, установление ограничений во времени ее теле- и радиотрансляции, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации.

Большую работу по выявлению в сети Интернет сайтов с вредоносной информацией выполняют общественные организации. Одной из таких является Некоммерческое партнерство «Лига безопасного Интернета». Целями этого общественного объединения  являются: полное искоренение опасного контента в сети Интернет, оказание реальной помощи детям и подросткам, которые прямым или косвенным образом  стали жертвами распространения опасного контента в сети Интернет, оказание содействия государственным структурам в борьбе с владельцами интернет-ресурсов, занимающимися созданием и распространением опасного контента: детской порнографии, пропаганды наркомании, насилия, фашизма и экстремизма.

 Вопрос: Как противостоять размещенным в сети Интернет оскорблениям в свой адрес?

Ответ: В соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо (фирма) вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Такая защита допускается только в судебном порядке. Правом обращения в суд наделены исключительно те лица, интересы которых затронуты. Дела рассматриваются судом по месту нахождения ответчика.

Иного порядка защиты чести, достоинства и деловой репутации закон не предусматривает.

Однако, если такие оскорбления сопряжены с распространением заведомо ложных сведений (клеветой), то можно вести речь об ответственности за такие действия в административном порядке.

В соответствии со ст. 5.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается ответственность за клевету, т.е. за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Дела о клевете возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, поданной в суд и в соответствии с ч.1 ст.23.1 КоАП РФ рассматриваются мировым судьей.

Поводами для возбуждения административного дела, в соответствии с п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

 

 

Время публикации: 26.12.2017 16:50
Последнее изменение: 25.03.2019 15:58